Искусство вообще и музыка в частности представляется исключительно как человеческое достояние, вид духовного освоения действительности. Для создания музыки требуется вдохновение, талант, эмоции и, зачастую, много бессонных ночей, поэтому идею о нейрокомпозиторах можно назвать чистым кощунством. Или нет? За минувшие пару лет стало ясно – машины могут и картины создавать, и тексты писать, и теперь уже и музыку сочинять. И попробуй отличи творчество бездушных алгоритмов от продукта терзаний струн души человеческой.
В конце 2022 года генеративный ИИ начал новый виток восхождения по Циклу зрелости технологий (Gartner Hype Cycle) и восхитил качеством генераций с выходом в массы Chat GPT и Midjourney. Но если тексты, созданные ИИ, еще вызывали споры и скепсис, то с визуальными искусствами всё оказалось гораздо более однозначно. Midjourney и Stable Diffusion быстро показали свою мощь, особенно с появлением множества пользовательских расширений (LORA, чекпоинты и т.п.). Такие сервисы вполне могут оставить художников и иллюстраторов без работы. Во всяком случае, тех “ремесленников”, что рисовали “plain vanilla” арты на заказ за 20-50 долларов.
Разумеется, художники начали бить тревогу и бойкотировать ИИ – например, авторы устроили забастовку на ArtStation по поводу того, что площадку наводнили работы, сгенерированные нейросетями, а администрация сервиса ограничений на выкладывание ИИ-контента не ввела. Претензии художников основаны не только на ревности к бездушной машине, но и на том подозрении, что обучался искусственный интеллект на работах, в том числе, с их портфолио на ArtStation.